+7 (804) 333-16-02
Санкт-Петербург: +7 (812) 425-17-02
Москва: +7 (499) 649-16-02
Екатеринбург: +7 (343) 222-16-02
Вся Россия (бесплатно): +7 (804) 333-16-02

Число самозанятых в России с каждым месяцем увеличивается. В связи с этим у бухгалтеров возникают вопросы в точности отражения расчетов с ними. Рассмотрим некоторые нюансы расчетов с самозанятыми, а также отражение операций в программе «1С:Бухгалтерия предприятия 3.0».

Сотрудничество с самозанятыми

Самозанятым может быть физическое лицо или индивидуальный предприниматель. При выплате самозанятому организации не нужно перечислять в бюджет НДФЛ и социальные взносы. Сотрудничество с такими лицами предоставляет определенные выгоды для организаций. Единственным неприятным нюансом является отсутствие НДС при оплате исполнителям, так как они не платят  налог. 

Организация не может уменьшить на сумму «исходящего» НДС свой налог, зато может включить  суммы в счет уменьшения налога на прибыль.

Бухгалтерский учет самозанятых

До начала работы с теми, кто платит НПД, бухгалтер обязан убедиться в достоверности нужного статуса на момент подписания договора. Есть два варианта получения таких данных: запрос справки у самого самозанятого работника или самостоятельная проверка на сайте налоговой службы.

В момент подписания договора ГПХ важно уточнить факт того, что поставщик (исполнитель) услуги платит НПД. Логичным шагом будет внесение в документ обязанности исполнителя предоставлять чек после каждый оплаты услуг. 

Операции по расчету с самозанятыми должны осуществляться документами по расчетным взаимоотношениям с поставщиками и подрядчиками. Важно отметить, что проведение расчетов с самозанятыми по документам, предназначенным для расчетов с работниками, будет ошибкой.

В бухгалтерском учете применяется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» для расчетов с плательщиками налога на профессиональный доход, так как они являются поставщиками. 

Также можно отразить на субсчете 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или 76.16 «Расчеты с самозанятыми». 

После оплаты услуг самозанятого и получения от него чека формируются проводки: 

Проводки, самозанятый.png

Бухгалтер обязательно должен убедиться в наличии договора с самозанятым и актуальности его статуса плательщика НПД перед проведением расчетов. Также нужно проверить сроки оказания услуг и оплаты, чтобы корректно произвести бухгалтерский учет и разнести расходы.

Подключайте 1С:Бухгалтерия в облаке! Программу можно попробовать бесплатно в течение 14 дней. Доступны версии ПРОФ и КОРП. 

Отражение расчетов с самозанятыми в «1С:Бухгалтерия предприятия»

Выплаты самозанятым.jpg

Для ведения расчетов с самозанятыми бухгалтеру нужно выполнить следующие настройки функциональности в программе. После установки нужной функциональности в разделе «Покупки» появится документ «Выплаты самозанятым».

В карточке контрагента (плательщика налога) в поле «Вид контрагента» указываем значение «Самозанятый».

Контрагент, самозанятый.jpg

Чтобы обозначить выполнение задач самозанятыми сотрудниками, найдите документ «Выплаты самозанятым». Для использования документа перейдите в специальный раздел «Покупки/Выплаты самозанятым/Создать». В строке с названием «Услуга» найдите опцию «Единая», в случае, если все самозанятые в списке оказывают одинаковые услуги. Далее обозначьте нужную услугу — номенклатуру в правом поле. 

В ситуациях, когда самозанятые сотрудники в списке документа предоставляют разные виды услуг, нужно использовать вариант «В списке» в строке «Услуга». Так отдельные виды услуг (номенклатур) окажутся в таблице документа.

Выплаты самозанятым2.jpg

Далее нужно перейти по ссылке «Счет затрат», на котором в программе аккумулируются суммы расходов по услугам самозанятых, и выбрать вариант «В шапке» или «В списке» и указать счет затрат, а также аналитику к нему в открывшейся форме «Счета учета».

Выплаты самозанятым3.jpg

Выплаты самозанятым4.jpg

В списке указываем самозанятых, а их номера счетов в банке отобразятся автоматически. Далее прописываем количество рабочих задач и сумму за услуги. В строке «Состояние» программа прописывает статус «Подготовлено». После готовый документ нужно провести.

По окончании проводки документа, используя кнопку «Выгрузить реестр», пользователь может выгрузить реестр оплат работникам с самозанятостью для передачи в банк, или отправить реестр самозанятых на печать, воспользовавшись кнопкой «Реестр выплат самозанятым». 

После проведения документа программа создает проводку по начислению расходов на счет затрат, а также начислению долга компании перед самозанятыми работниками. С помощью документа «Выплаты самозанятым» и кнопки «Создать на основании» вы можете сформировать и автоматически заполнить платежное поручение и списание суммы с расчетного счета. 

Выплаты самозанятым5.jpg

При проведении документа «Списание с расчетного счета» в поле «Получатель» вводим банк, который в организации выступает в качестве агента по выплате самозанятым. После проведения документа «Списание с расчетного счета» будет активно поле для загрузки чека об оплате.

Списание с расчетного счета.jpg

Как и при расчете с поставщиками услуг, оплату можно произвести путем оформления платежного поручения на каждого самозанятого и провести списание с расчетного счета. После проведения документа «Списание с расчетного счета» в поле «Состояние документа. Выплаты самозанятым» статус меняется на «Оплачено». При проведении документа «Списание с расчетного счета» формируется проводка, подтверждающая проведение платежа. В случае, если выплата производится из кассы, то она отражается документом «Выдача наличных». 

Заполняется  документ также, как и с поставщиками услуг. После проделанной работы возвращаемся в документ «Выплаты самозанятым» и проверяем отметку «Оплачено», наличие прикрепленного чека, в котором прописан его номер. 

Поделитесь с друзьями!

Обсудить

 
Защита от автоматических сообщений
Наверх

Связаться с нами

*-поля обязательные для заполнения