НДС: изменения, о которых важно знать всем бухгалтерам

05.02.2018

НДС: изменения, о которых важно знать всем бухгалтерам

изменения в НДС: что жадть бухгалтерам

Основные изменения в НДС-2018

Главная и хорошая новость: повышение ставки НДС с 18 до 22%, о котором было столько слухов в прошлом году, не планируется, подобные законопроекты в Госдуму не вносились. Многие организации и ИП получали (и сейчас получают) субсидии из бюджета на различные нужды, приобретали на полученные средства заявленные ценности и брали к зачету НДС, который им выставляли поставщики.

С 1 января 2018 г. В силу вступил п. 2.1 ст. 170 НК РФ, который отменяет это право. С введением онлайн-касс налоговое законодательство пополнилось обширным перечнем требованием к ведению кассовых операций и сопутствующей документации. Закон № 349-ФЗ от 27.11.2017 внес уточнение в ст. 168 НК РФ – при торговле в розницу в чеке обязательно должна быть выделена сумма НДС. Ранее чек входил в перечень документов, в которых можно было не указывать ставку налога. В некоторых супермаркетах на ценниках выделена отдельные строки: «стоимость без учета НДС», «сумма НДС», но это пока не обязательное требование. 

Что будет в связи с введением tax free?

Для тех, кто сталкивается с понятием впервые, объясняем: система tax free – система возврата суммы налога на добавленную стоимость (НДС). НДС возвращается на покупки, сделанные иностранными гражданами, при выезде из страны, в которой они были приобретены. Согласно 341-ФЗ механизм tax free вводится в действие. Он описан в новой ст. 169.1 НК РФ. В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 г. введение этой системы считается выгодным, но зачастую у каждого хорошего закона есть хотя бы одно «но». В этом законе их несколько: 

  • чтобы использовать tax free, ваш магазин должен входить в специальный список, утвержденный Минпромторгом России;
  • место расположения вашей торговой точки будет определять правительство РФ;
  • вы должны будете по требованию иностранного покупателя оформить специальный чек tax free;
  • в перечень, по которому можно сделать вычет, не входят алкоголь и табачные изделия, следовательно, покупка на сумму 10 000 руб. за один день, как того требуют условия tax free, будет встречаться не часто без самых ходовых товаров на время проведения массовых мероприятий.  

Обратите внимание на паспорт при использовании механизма возврата налога: например, граждане ЕАЭС не входят согласно данному закону в понятие «иностранец». Бланк чека tax free еще не разработан, можно, опираясь на требования законодательства, составить свой вариант. Главное, чтобы были реквизиты, которые обязательны в чеке вообще. Вычет налога вы получите только после того, когда НДС будет возвращен иностранцу. Насколько будет удобна такая система, пока сказать трудно, скорее всего, в закон в ближайшее время будут вноситься поправки.

В список операций, не подлежащих налогообложению НДС согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, входят услуги по обслуживанию воздушных судов, но с условием, что оказываются они в российских аэропортах и в воздушном пространстве РФ. Ранее этот пункт вызывал немало споров, потому что понятие этих услуг не уточнялось, и что в них включать, не было понятно. С 2018 г. Федеральный закон № 305-ФЗ от 30.10.2017 г. внес ясность: ФНС разъяснила, что приказ Минтранса № 24 от 17.07.2012 г. актуален и следует руководствоваться им. В Госдуме обсуждается законопроект, суть которого в том, чтобы перечень таких услуг контролировало правительство РФ. 

Раздельный учет НДС по принципу налогообложения товара

Ранее существовало правило 5 %. Его суть: если в одном налоговом периоде необлагаемые операции не превысили 5 процентов от общей суммы затрат, то можно было вести общий учет. Теперь же, невзирая на соотношение, учет должен быть в обязательном порядке разделен. Но раздельный учет затрагивает не только затраты, но и продажу облагаемого и необлагаемого товара. Организация или ИП, которые реализуют товар без НДС, обязаны ежеквартально в ходе камеральных проверок подтверждать эту льготу, а отказаться от ее применения налогоплательщик не может. 

Раздел 7 декларации по НДС: что и куда записать 

С 2017 г. в программу 1С:Предприятие 8, ред. 3.0, добавлена возможность автоматического заполнения раздела 7 декларации НДС и реестра, прилагающегося к нему. Он помогает значительно упростить составление отчета для инспектора. Те, кто сталкивался с этим ранее, знают, что в реестре должна быть отражена каждая необлагаемая НДС операция, покупатель, сумма сделки и другая информация на усмотрение инспектора. Заполнять все это вручную очень трудоемко и отнимает много времени. Однако при использовании 1С достаточно внести необходимые сведения в базу и вывести все эти данные одним нажатием кнопки. Для начала надо в настройках организации установить галочку в графе «Ведется раздельный учет входящего НДС» и далее «Раздельный учет НДС по способам учета».

Раздел 7 декларации по НДС: что и куда записать

Во вкладке «Отчеты» в разделе «НДС» есть пункт «Реестр к разделу 7 декларации». В нем при клике на кнопку «Сформировать» отразится ваш реестр. Но предварительно нужно провести подготовительные мероприятия. Обратите внимание: массовое внесение сведений происходит одноразово, после вы дополняете их при создании новой номенклатуры или при добавлении новой льготы. В меню «Все функции» есть раздел «Справочники», в нем пункт «Коды операций раздела 7 декларации по НДС». При нажатии на него в открывшемся окне выбираем «Подбор из классификатора», появляется список кодов льгот.

Раздел 7 декларации по НДС: что и куда записать

В поиск вводим код нашей льготы, выбираем ее – и у нас появляется поле с данными по льготе. В нижней части появившегося окошка есть графа «Вид необлагаемой операции», в нее нужно от руки внести наименование облагаемой льготой группы товаров, например, «Программное обеспечение российского производства». Так как в базе отражаются данные НК РФ – № статьи, по которой применяется льгота – то нужно следить за изменениями Кодекса и обновлением релизов, чтобы данные совпадали. Иначе статья может утратить силу и ее заменит другая. В номенклатуре, которая не облагается НДС, появится поле «Код операции». Кликаем по полю, появится ранее заполненный блок. Выбираем его и записываем новые данные номенклатуры. После всего этого в разделе «Помощник по учету НДС» появится пункт «Формирование записей раздела 7 декларации по НДС». Открываем его, кликаем по полю «Заполнить» и у вас появляются реализации в которых участвовала номенклатура с проставленным кодом льгот. Далее мы также в помощнике по учету НДС выбираем в поле «Отчеты» «Реестр к разделу 7 декларации» и заполняем его. В итоге перед нами готовый отчет, соответствующий требованиям ФНС. Но в процессе заполнения и дальнейшего ведения учета нужно быть внимательным. Система усложнилась, значит, появилось больше шансов выявить ошибки, ранее не попадавшие в глаза без тщательной проверки операций. 

Примеры ошибок:
  • забыли в новой номенклатуре проставить код льготы – она не попала в реестр;
  • номенклатуру с процентной ставкой «Без НДС» продали с НДС, изменяя вручную данные в документе реализации, итог – в отчет попала операция, которая по сути неверна;
  • номенклатуру с процентной ставкой «18%» продали без НДС – ошибочная операция прошла в других отчетах.

После формирования реестра сверяйте данные счета 90.03 в разрезе ставки «Без НДС» и итоговую сумму из реестра к разделу 7, она отражается в нижней графе «Всего по коду»: они должны быть равны. Если найдены несоответствия, лучше не править от руки данные в печатной форме отчета, которая предоставляется инспектору, так как по полученным нами сведениям из ИФНС, скоро этот отчет будет отправляться электронным файлом и дублироваться в печатной форме – скрыть ошибку не удастся. Также будьте внимательны к выбору договора при распределении поступивших оплат и реализации товаров. Банки часто не пропускают оплаты, в назначении платежа которых не указано, с НДС он или без, но вполне может быть, что вам поступит платеж без опознавательных знаков по части налога. Для того чтобы обезопасить себя при проверке, следует запросить у клиента письмо, в котором будет указано, что конкретная оплата была с налогом в таком-то размере или без него.


Подписаться на бесплатную рассылку

Есть вопросы?

Свяжитесь c нами, и мы ответим на них partner@e-office24.ru, 8(804) 333-16-02

 

С уважением, команда e-office24!

e24.png





Возврат к списку

Связаться с нами