Как работать с самозанятыми

04.02.2020

Как работать с самозанятыми

Как работать с самозанятыми

Эксперимент с самозанятыми, который запустило государство в 2019 году, набирает обороты. К нему подключаются новые регионы, граждане активно переходят на новый налоговый режим. Для компаний это отличный шанс легализовать и упростить работу с людьми, которых привлекают к работе периодически: фрилансеры, дизайнеры и т. д. Раньше многие организации не оформляли взаимоотношения с такими работниками и просто перечисляли деньги на карту после выполнения работы. Либо заключали гражданско-правовой договор, выплачивая на доходы работников НДФЛ и страховые взносы, что является лишней волокитой.

О чём речь?

Налог на профессиональный доход (НПД) — новый налоговый спецрежим для самозанятых граждан - людей, которые зарабатывают, оказывая услуги или используя своё имущество (например, сдают жилье в аренду). Эксперимент рассчитан на 10 лет. 

На начало 2020 года НПД действует в Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан, Санкт-Петербурге, Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан.

Почему работать с самозанятыми выгодно?

Не нужно оформлять и возиться с бумагами. Самозанятых не нужно оформлять в штат, отправлять отчеты в Пенсионный Фонд и другие ведомства за них также не требуется. И, в отличие от штатных сотрудников, не надо рассчитывать зарплату и отпускные.

Не нужно платить налоги и взносы. Самозанятые уплачивают налоги самостоятельно. За них не нужно платить НДФЛ и пенсионные взносы.

Увеличиваются налоговые вычеты. Расходы на услуги самозанятых можно принять к вычету из налогооблагаемой базы. Важно: уменьшить налог можно только при условии, что у компании есть чек человека, оказывающего услуги. Это основной документ, который подтверждает оплату услуг при работе с самозанятыми.

Обратите внимание, что перевести действующих сотрудников на НПД не получится. Закон не позволяет компаниям сотрудничать с самозанятыми, которые работали в этой компании менее двух лет назад. За это предусмотрен штраф, а также доначисление НДФЛ и страховых взносов.

Риски при работе с самозанятыми

В некоторых случаях у организации, которая работает с самозанятым, может возникнуть обязанность по уплате за него страховых взносов и НДФЛ. Это возможно, если самозанятый снялся с учета либо утратил право применять НПД - например, в связи с превышением планки дохода в 2,4 млн руб. за год (в этом случае право применять НПД восстанавливается в следующем году). Взносы и налоги в этих случаях нужно уплатить за тот период сотрудничества, в который человек не являлся самозанятым. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, нужно правильно оформить договор. Об этом читайте ниже.

Порядок работы

Прежде, чем начать сотрудничество, стоит проверить статус самозанятого. Сделать это можно на специальном сервисе налоговой службы. Для документального подтверждения можно попросить самозанятого сформировать справку, что он действительно имеет этот статус. Эта справка формируется в приложении «Мой налог» и скачивается в PDF формате. Она подписана квалифицированной цифровой подписью ФНС и является юридически значимым документом.

После этого можно переходить к составлению договора. Обязательно включите в него следующие пункты:

  • Зафиксируйте, что исполнитель является плательщиком Налога на профессиональный доход (НПД) и самостоятельно оплачивает налоги на полученный доход.

  • В период действия договора самозанятый не снимается с учета и контролирует свой статус и право применять НПД. В случае снятия с учета или потери права быть самозанятым он платит неустойку в размере 30% оплаты за тот период, в который работал как физическое лицо. Из этой суммы компания сможет оплатить взносы за указанный период.

  • После оплаты исполнитель предоставляет заказчику чек, сформированный в приложении «Мой налог». Это обязательно, если вы собираетесь уменьшить налоги на сумму договора. В отличие от работы с ИП и другими компаниями, в данном случае акта выполненных работ будет недостаточно и налоговая без чека не примет расходы к вычету.

Остальные пункты можно позаимствовать из договора с ИП, так как схема работы похожа. Это может быть договор подряда, оказания услуг и другие.

Самое важное.

Подытожим. При работе с плательщиками НПД важно помнить всего несколько моментов:Перед началом работы проверяем статус самозанятого;

  • Составляем правильный договор;

  • После оказания услуг просим предоставить чек;

  • Переводить действующих сотрудников на НПД — нельзя;

  • В остальном порядок работы похож на сотрудничество с ИП. 

Новый налоговый режим позволяет значительно упростить отношения с людьми, которые не работают в организации постоянно, а оказывают услуги на сдельной основе. При работе с самозанятыми нужно следить за законодательством в этой сфере: в будущем налоговый режим, скорее всего, распространится на новые регионы, а в законопроект могут быть внесены изменения.



Поделитесь с друзьями!


Как сэкономить на 1С?
Арендовать облачную версию!

Связаться с нами

*-поля обязательные для заполнения