ИП или ООО: что выбрать?

26.12.2018

ИП или ООО: что выбрать?


Рано или поздно любой предприниматель задумывается о регистрации юрлица. И чаще всего не знает, что ему лучше подойдет: ИП или ООО? Мы ответили на основные вопросы, которые помогут выбрать подходящую форму собственности.

Сколько будет собственников?

Если вы открываете бизнес в одиночку – значит, можете выбрать и ИП, и ООО. Если собственников будет несколько, выбирать не приходится – ваш вариант только ООО.

Каким видом деятельности хотите заняться?

ИП не могут заниматься: изготовлением лекарств и производством алкоголя, ломбардами, страхованием, туроператорской, охранной, авиационной и космической деятельностью. Если вы заинтересованы в вышеперечисленных видах деятельности, ваш выбор – ООО.

Сколько вы готовы внести в уставной капитал?

Уставной капитал – это минимальная гарантия, что организация сможет погасить свои долги в случае необходимости.

В ИП уставной капитал вносить не нужно. В ООО необходимо внести как минимум 10 000 рублей. При этом доля каждого собственника будет равноценна размеру внесенной суммы. Например, уставной капитал компании N составляет 130 000 рублей: один партнер внес в него 80 000 рублей, а два других – по 25 000 рублей. Тогда доля первого составит 61,5%, а остальных – по 19,25%.

Хотите выводить деньги из бизнеса в удобное время?

Если хотите по своему желанию выводить деньги из бизнеса на личные нужды – выбирайте ИП.

В ООО деньги принадлежат не собственнику, а компании. Снять их со счета по желанию учредителя не удастся: только на основании договора либо вычета из дивидендов. К тому же, из этих денег нужно заплатить 13% НДФЛ.


Какие документы нужны для открытия ИП и ООО?

Для открытия ИП вам понадобится: заявление на открытие, копия паспорта, квитанция об оплате госпошлины (800 рублей), свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе и выбранные ОКВЭД (виды экономической деятельности компании).

Обычно на оформление хватает 5 дней. Также предприниматель должен самостоятельно встать на налоговый учет и предъявить необходимые документы в пенсионный фонд – на это есть неделя после регистрации.

Для открытия ООО нужно: внести 10 000 рублей в уставной капитал, оплатить госпошлину в 4 000 рублей, выбрать ОКВЭД, изготовить печать, подготовить устав, открыть расчетный счет и собрать документы, содержащие юридический адрес предприятия, данные всех учредителей, размер капитала и долей партнеров. Подготовка и оформление всех документов может занять от недели до месяца.

Нужно ли открывать расчетный счет?

Закон не обязывает ИП открывать расчетный счет, но для ведения безналичного расчета и работы с платежными агрегаторами он просто необходим. ООО выбор не оставляют – для них наличие расчетного счета обязательно.

В зависимости от банка, открытие данного счета обойдется вам от 0 до 3 000 тысяч рублей. Для малых предприятий (сюда относятся и ИП, и ООО, включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства) с 1 января 2019 года есть преимущества: их деньги на расчетном счету застрахованы на сумму 1,4 миллиона рублей. То есть если банк лишится лицензии – малым предприятиям вернут деньги (в пределах указанной ранее суммы), а крупным организациям нет.

Какое указывать место регистрации?

ИП регистрируется по фактическому месту жительства, но может вести деятельность по всей России. ООО же регистрируются по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Для работы в других регионах нужно открывать новые филиалы или представительства.

Как вести учет?

Если у вас в штате не будет бухгалтера, то лучше выбрать ИП. При небольших оборотах и отсутствии других сотрудников вы сможете самостоятельно вести упрощенный учет операций, доходов и расходов. Но, конечно, без пары консультаций у бухгалтера не обойтись: он расскажет основные моменты и поможет подготовить платежки по налогам и декларациям.

По ООО же каждый месяц сдается достаточно сложная отчетность – подготовить ее человеку без соответствующего образования и опыта практически невозможно. Чтобы вовремя сдавать многочисленные отчеты, наймите специалиста в штат или на аутсорсинг.


Что касается программ ведения бухучета: и в ИП, и в ООО учет чаще всего ведется в 1С. Что особенно удобно для «молодых» компаний – теперь можно арендовать 1С в облаке. Вы и на покупке сэкономите (цена вопроса от 700 рублей в месяц), и на IT-специалисте (программа автоматически обновляется, а для решения любых вопросов есть круглосуточная техподдержка), и на оборудовании (не нужно покупать собственный сервер). А поскольку первые 14 дней использования облачной 1С абсолютно бесплатные, вы можете попробовать сервис и решить, подходит он вам или нет.

Подключиться к 1С бесплатно

Выберите систему налогообложения!

На начальном этапе немаловажно выбрать подходящую именно вашей компании форму налогообложения. Главное, что следует знать: если вы не укажете желаемую систему налогообложения, то ИП и ООО поставят на ОСНО, которая не всегда выгодна на старте бизнеса.

Для ООО подходят: ЕСХН, УСН и ЕНВД. Для ИП, помимо ранее перечисленных форм, доступна и ПНС.

Именно от формы налогообложения зависят взносы, которые в дальнейшем придется платить компании. Подробнее мы расскажем вам об этом в следующем материале.

Кому легче получить инвестиции и кредиты?

ООО ведут более подробный бухгалтерский учет, чем ИП – поэтому их владельцам намного легче привлечь инвестиции или брать кредиты в банке. Ведь в отчетности инвесторы и сотрудники банков видят, чем владеет компания, есть ли у нее долги, какова чистая прибыль и как данные показатели изменялись за последние 2 года. На основе этой информации и принимаются решения о выдаче кредитов и инвестиций.

Что могут предоставить потенциальным инвесторам ИП? Данные по рентабельности бизнеса, анализу доходов и расходов, прогнозам выручки и наличию постоянных клиентов. Информация не будет такой же полной, как у ООО, поэтому не каждый банк и инвестор решится вложить свои деньги в развитие вашей организации.

Что насчет сотрудников?

В ООО всегда должен быть как минимум один сотрудник – им может быть учредитель или его представитель. Поэтому и отчетность необходимо сдавать всегда (перечислять взносы от суммы начисленной зарплаты в фонды ПФР, ФФОМС и ФСС), даже если никакую деятельность вы не ведете.

С ИП ситуация проще: оно может работать без сотрудников, оплачивая только налоги с доходов и платежи в ПФ и ФФОМС.

Чем вы рискуете?

В случае невыполнения обязательств, владелец ИП расплачивается по долгам своим имуществом. И не важно, снялись ли вы с учета в налоговой как ИП, закрыли ли бизнес, связано ли ваше имущество с предпринимательской деятельностью – кредиторы могу взыскать долги в любом случае. И, если по решению суда с владельца ИП взыскивают долг перед партнерами, списание денег может происходить даже с личных карт.

Взыскать с учредителя ООО можно лишь уставной капитал компании. Однако, пусть и редко, бывали случаи, когда неоплаченные налоги взыскивались за счет личного имущества собственников ООО.


Какие есть административные штрафы?

Для ИП штрафы намного ниже, чем для ООО. Например, если ИП не соблюдает правила использования кассового аппарата – его оштрафуют на сумму от 1 500 до 3 000 рублей. В то время как для ООО штраф будет значительно больше – от 5 000 до 10 000 рублей.

Как ликвидировать?

Закрыть ИП достаточно просто: необходимо подать заявление и оплатить пошлину (160 рублей). Процедура занимает примерно неделю. Главное – приведите свою отчетность в порядок, ведь перед закрытием налоговые органы могут провести проверку.

А вот ликвидация ООО может занять до полугода: нужно рассчитаться с кредиторами, сделать необходимые выплаты работникам, подать объявление в специальный журнал, сдать промежуточный и ликвидационный баланс, оплатить пошлину (тоже 160 рублей).


Таким образом, выбор в пользу ООО или ИП необходимо делать, исходя из ваших потребностей на данный момент и планов на будущее. Если вы только начинаете, работаете без партнеров, которым нужна официальная доля, не собираетесь много инвестировать в бизнес и не планируете работать с крупными клиентами – лучше выбрать ИП. Ведь открыть ООО вы сможете всегда, а вот закрыть его будет не так-то просто. Однако, если вы собираетесь врываться в рынок и «играть по-крупному» – лучше остановить свой выбор на ООО.


Вам также будет интересно:


Как сэкономить на 1С? Хочу получать полезные статьи!

Есть вопросы? 

Свяжитесь c нами, и мы ответим на них sales@e-office24.ru, +7 (343) 222-16-02 

С уважением, команда e-office24!

e24.png

Возврат к списку

Связаться с нами